Главная Материалы Общие материалы Управление рисками и внутренний контроль Программа разработки и внедрения системы мер снижения рисков, связанных с профессиональной деятельностью организаций - членов ПАРТАД (19.10.2006г)


"Утверждено"
Советом директоров ПАРТАД
(протокол № 07/2006 от 19.10.2006г.)

Программа разработки и внедрения системы мер снижения рисков, связанных с профессиональной деятельностью организаций - членов ПАРТАД

1. Общие положения.

1.1. В целях повышения надежности функционирования учетной системы рынка ценных бумаг и защиты законных интересов и прав инвесторов Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 No 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 05.03.1999 No 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Положением о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 01.07.1997 No 24, Порядком лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 16.03.2005 No 05-3/пз-н, Положением о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 21.03.2006 No 06-29/пз-н, Положением о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов, утвержденным приказом ФСФР России от 08.12.2005 No 05-77/пз-н, письмом ФСФР России от 09.02.2006 No 06-ОВ-01-3/1897 "О порядке применения Положения о требованиях к осуществлению деятельности участников финансовых рынков при использовании электронных документов, утверждённого приказом ФСФР России от 08.12.2005 No 05-77/пз-н", Уставом ПАРТАД, Стандартами регистраторской деятельности, Стандартами депозитарной деятельности, Стандартами деятельности специализированных депозитариев и ведения реестра владельцев паев паевых инвестиционных фондов, утвержденными Советом директоров ПАРТАД (далее - Стандарты ПАРТАД), Руководством по электронному документообороту с использованием форматов электронного взаимодействия ПАРТАД (далее - Руководство ПАРТАД по электронному документообороту), разрабатывает и принимает для исполнения организациями - членами ПАРТАД, осуществляющими деятельность по ведению реестров владельцев ценных бумаг, депозитарную деятельность, а также деятельность в качестве специализированного депозитария (далее - профессиональные участники), требования к системе мер снижения рисков, связанных с осуществлением указанных видов профессиональной деятельности.

1.2. Под рисками, связанными с осуществлением профессиональной деятельности (рисками профессиональной деятельности), понимается вероятность наступления событий, приводящих к неисполнению (ненадлежащему исполнению) профессиональным участником своих обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, а под их реализацией - фактическое наступление таких событий.

1.3. Под системой мер снижения рисков понимается комплекс предпринимаемых профессиональным участником мер, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности, а также на покрытие убытков от их реализации.

1.4. Система мер снижения рисков, соответствующая требованиям настоящей Программы, соблюдается профессиональным участником в течение всего срока действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности. Контроль за соответствием созданных профессиональными участниками систем мер снижения рисков требованиям настоящей Программы осуществляется ПАРТАД.

2. Требования к системе мер снижения рисков профессиональной деятельности.

2.1. Создание профессиональным участником системы мер снижения рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, включает следующие этапы:

2.2. Выявление рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, рекомендуется осуществлять, руководствуясь описанием (классификацией) рисков, приведенным в Стандартах, а также методических материалах ПАРТАД.

2.3. При оценке рисков профессиональной деятельности рекомендуется исходить из суммарной величины возможных убытков от реализации рисков профессиональной деятельности, а также средней величины возможных убытков в расчете на одну операцию.

2.4. Под внедрением комплекса мер, препятствующих реализации рисков профессиональной деятельности, понимается включение в документы, регламентирующие деятельность профессионального участника, процедур, содержащих механизмы (способы) снижения рисков профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их практическим применением.

2.5. В состав компенсационных инструментов включаются: страхование профессиональным участником рисков профессиональной деятельности, участие профессионального участника в компенсационных фондах, членство в обществах взаимного страхования (ОВС), иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы компенсаций убытков инвесторов.

2.6. Для обеспечения имущественных интересов организаций - членов ассоциации и защиты прав инвесторов уполномоченным органом ПАРТАД утверждаются Условия регистрации договоров страхования профессиональных участников (регистраторов, депозитариев) - членов ассоциации, содержащие требования к основным условиям договоров страхования, а также Требования к страховым организациям, осуществляющим страхование профессиональных участников - членов ПАРТАД.

2.7. В целях контроля за соответствием договоров страхования требованиям Условий регистрации, организации - члены ассоциации представляют в ПАРТАД заключенные ими договоры/полисы страхования профессиональной деятельности для прохождения Процедуры регистрации - утверждаемого уполномоченным органом ПАРТАД порядка проведения экспертизы соответствия основных условий договора страхования требованиям Условий регистрации, а также соответствия страховой организации, осуществляющей страхование по договору, Требованиям к страховым организациям.

2.8. Профессиональные участники, не являющиеся членами ассоциации, могут направлять в ПАРТАД заключенные ими договоры страхования профессиональной деятельности для прохождения экспертизы на предмет их соответствия требованиям Условий регистрации в целях осуществления процедуры регистрации.

2.9. Регистрация представленных в ПАРТАД профессиональными участниками договоров страхования осуществляется уполномоченным органом ПАРТАД.

2.10. Отказ в регистрации договора страхования не рассматривается ПАРТАД в качестве основания для предъявления профессиональному участнику или страховой организации, осуществляющей страхование профессионального участника, требования о расторжении данного договора.

2.11. Порядок участия профессиональных участников - членов ПАРТАД в компенсационном фонде и выплат инвесторам через компенсационный фонд осуществляется в соответствии с Положением о Компенсационном фонде (Приложение 1) для возмещения ущерба, понесенного инвесторами в результате деятельности профессиональных участников, являющихся участниками Компенсационного фонда.

2.12. Организация деятельности ОВС профессиональных участников может осуществляться в форме основанной на членстве некоммерческой организации, осуществляющей страхование имущественных интересов профессиональных участников на основании их членства в ОВС или путем заключения с ними договоров имущественного страхования. Исходя из организационно-правовой формы ОВС и характера его деятельности, рекомендуется устанавливать членство в ОВС исходя из принципа однородности масштабов и сфер деятельности его членов и принимаемых на страхование рисков.

2.13. Организацию деятельности ОВС профессиональных участников - членов ПАРТАД рекомендуется осуществлять в соответствии с разработанными ПАРТАД Типовым уставом ОВС и Общими условиями взаимного страхования (Приложение 2), иными документами, регламентирующими деятельность ОВС.

2.14. Создание профессиональными участниками компенсационных фондов, обществ взаимного страхования, организованных в соответствии с разработанными ПАРТАД документами, регистрируется уполномоченным органом ПАРТАД.

3. Документы, определяющие систему мер снижения рисков профессиональной деятельности.

3.1. К документам, определяющим систему мер снижения рисков, относятся документ, содержащий описание созданной профессиональным участником системы мер снижения рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у профессионального участника сформированных компенсационных инструментов, предназначенных для покрытия возможных убытков от реализации рисков профессиональной деятельности.

3.2. Документ, содержащий описание созданной профессиональным участником системы мер снижения рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, включает:

3.3. При совмещении профессиональным участником депозитарной деятельности и/или деятельности в качестве специализированного депозитария с другими видами профессиональной деятельности, а также с банковской деятельностью, в состав документов, содержащих описание порядка применения мер снижения рисков, возникающих при таком совмещении, включаются:

3.4. Профессиональный участник, совмещающий депозитарную деятельность и/или деятельность в качестве специализированного депозитария с другими видами профессиональной деятельности, а также с банковской деятельностью, вправе разработать единый регламент взаимодействия подразделений, осуществляющих различные виды профессиональной деятельности, включив в него процедуры, препятствующие использованию конфиденциальной информации, связанной с осуществлением различных видов профессиональной деятельности.

3.5. К документам, подтверждающим наличие у профессионального участника сформированных компенсационных инструментов, относятся:

4. Требования к профессиональным участникам по созданию системы мер снижения рисков профессиональной деятельности в рамках настоящей Программы.

4.1. Соблюдать требования настоящей Программы по созданию системы мер снижения рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, в течение всего срока действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности;

4.2. Разработать и утвердить в соответствии с требованиями настоящей Программы, а также Стандартами ПАРТАД, документ, содержащий описание созданной профессиональным участником системы мер снижения рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, а также осуществлять контроль за практическим применением и эффективностью мер, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности;

4.3. Соблюдать нормативы достаточности собственных средств и сформированных профессиональными участниками компенсационных инструментов, устанавливаемые Советом директоров ПАРТАД с учетом оценки объема принятых ими на себя рисков профессиональной деятельности, а также с учетом совмещения профессиональными участниками нескольких видов профессиональной деятельности;

4.4. Использовать для осуществления профессиональной деятельности сертифицированное ПАРТАД программное обеспечение;

4.5. Содействовать ПАРТАД в осуществлении мониторинга эффективности созданных профессиональными участниками систем управления рисками посредством предоставления сведений о своей профессиональной деятельности в информационные базы данных ПАРТАД (Регистраторы России, Депозитарии России).

5. Требования к профессиональным участникам по управлению рисками электронного документооборота в рамках настоящей Программы.

5.1. При разработке системы мер управления рисками учитывать риски, связанные с электронным документооборотом, в соответствии с Руководством ПАРТАД по электронному документообороту, другими документами, устанавливающими порядок осуществления организациями - членами ПАРТАД электронного документооборота, а также осуществлять контроль за практическим применением и эффективностью мер, направленных на снижение рисков электронного документооборота;

5.2. Осуществлять использование документов в электронно-цифровой форме, структура которых соответствует Форматам электронного взаимодействия регистраторов и депозитариев и иным форматам, утверждаемым Советом директоров ПАРТАД. При осуществлении видов электронного взаимодействия, для которых отсутствуют форматы, утвержденные Советом директоров ПАРТАД, допускается использование документов в электронно-цифровой форме, структура которых соответствует требованиям международных стандартов ISO 15022 и 20022 или иным, согласованным с рабочим органом ПАРТАД по стандартизации, форматам;

5.3. Формировать компенсационные инструменты для покрытия убытков от реализации рисков электронного документооборота (страхование ответственности за причинение убытков третьим лицам, участие в гарантийных/компенсационных/страховых фондах, членство в обществах взаимного страхования) в соответствии с решениями Совета директоров ПАРТАД и правилами Организатора системы электронного документооборота, соответствующими Руководству ПАРТАД по электронному документообороту.

6. Мониторинг деятельности профессиональных участников - членов ПАРТАД.

В целях обеспечения соответствия деятельности профессиональных участников требованиям Стандартов ПАРТАД и настоящей Программы осуществляется:

6.1. Консультирование профессиональных участников по вопросам соответствия требованиям Стандартов ПАРТАД в соответствии с Регламентом проведения мероприятий, способствующих снижению рисков и повышению надежности деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (Приложение 3), по итогам которого (в случае положительного заключения) организации выдается сертификат соответствия требованиям соответствующих Стандартов ПАРТАД;

6.2. Раскрытие информации об осуществляемой профессиональными участниками деятельности и сформированных ими компенсационных инструментах на сайтах информационных баз данных и в справочно-аналитических изданиях ПАРТАД;

6.3. Проведение рейтинговых исследований профессиональных участников на основании сведений, предоставленных в информационные базы данных ПАРТАД, учитывающих ряд качественных и количественных показателей их деятельности, включая объем сформированных компенсационных инструментов, соответствие требованиям Стандартов ПАРТАД, применение технологий электронного оборота в соответствии с Руководством ПАРТАД по электронному документообороту.

 

Примечание:
пункты 4.4, 5.3 Программы в отношении организаций, осуществляющих депозитарную деятельность и/или деятельность в качестве специализированного депозитария, и пункт 4.3 - в отношении всех членов ПАРТАД, - применяются по мере принятия соответствующих решений Советом директоров ПАРТАД.